Главная / Статьи / Память и стресс

Память и стресс

Память и стрессПамять основное свойство нервной системы, характеризующееся хранением информации о событиях внешнего мира, реакции организма на эти события и возможностью использования этой информации при необходимости. Поскольку деятельность нервной и эндокринной систем не отделимы друг от друга, стресс оказывает непосредственное влияние на деятельность головного мозга, в том числе и на память.

    Механизм влияния гормонов стресса на память
    Во многом реализация ответа организма на стресс опосредована изменениями уровня различных гормонов. Гормоны, являясь биологически активными веществами, корректируют работу органов-мишеней, могут изменять наше поведение и способны оказывать влияние на процессы памяти. Память включает в себя акты восприятия, хранения и извлечения информации. Для каждого из этих актов характерны свои механизмы. Для процесса восприятия большое значение имеют ценность (значимость) информации, ее ожидаемость, сенсорный канал ее получения и эмоциональное сопровождение воспринимаемых сигналов. Механизм хранения информации в блоках долговременной памяти до сих пор не вполне изучен, даже место его локализации в мозге нельзя назвать точно локализованным, однако можно отметить ведущую роль лобных отделов коры и гиппокампальной формации.
    Воспроизведение информации происходит как на сознательном уровне, так и на уровне подсознания, и здесь также важную роль играют наше доминантное состояние, уровень эмоционального напряжения и функциональное состояние организма (зависящее от активности в разное время суток). На процессы восприятия и воспроизведения информации серьезное влияние оказывают некоторые гормоны, в том числе и те, уровень которых изменяется в состоянии стресса. В частности, известна облегчающая роль АКТГ и вазопрессина на процессы запоминания и негативное влияние окситоцина на процессы воспроизведения информации.
    Глюкокортикоиды, в том числе кортизол (который способен вызывать гибель нервных клеток, особенно в гиппокампе), влияют на сохранность информации в долговременной памяти. Так, при поврежденном гиппокампе животные часто демонстрируют поведение персеверации (настойчивое повторение одной и той же формы поведения, в том числе и не вполне адекватной в данных конкретных условиях).
    Эмоции и память.
    Неоднозначно значение знака эмоций, сопровождающих процесс запоминания. На фоне отрицательного эмоционального фона обучение и запоминание происходят лучше, но высокое психоэмоциональное напряжение, создаваемое хроническим получением отрицательных эмоций, затрудняет воспроизведение информации. При положительных эмоциях информация фиксируется избирательно (вспомним выражение “смотреть на мир через розовые очки”), однако процесс воспоминаний облегчается. Во многом это связано с особенностями биохимических реакций мозга, например, серотонин стимулирует обучение при положительном подкреплении, а норадреналин при отрицательном.
    Вывод
    Какое же эмоциональное напряжение можно считать наиболее оптимальным для процессов памяти? Считается, что умеренный уровень психоэмоционального напряжения (стресса) положительно влияет на интеллектуальную деятельность и в том числе на память. Умение управлять стрессом необходимо не только для установления хороших взаимоотношений с окружающими, но и для поддержания высокого уровня интеллектуальной активности.
    _______________________

Спонсор поста: Хотите вести свой блог? Теперь проще получить Профессиональный хостинг, а так же зарегистрировать домен. Кроме того 7 дней на тестирование — бесплатно!

    ______________________